Несмотря на простоту и удобство получения услуг в многофункциональных центрах, оформление наследства через МФЦ невозможно. Закон допускает оформление наследственных прав исключительно через нотариусов, действующих в районе по месту смерти наследодателя. Но уже после оформления наследственных прав, если полученное по наследству имущество, требует перерегистрации права собственности, преемники действительно могут обратиться для этого в ближайший МФЦ.
Кто имеет право получить наследство
Статья 1111 Гражданского кодекса предусматривает 3 основания для наследования – завещание, закон либо наследственный договор. В зависимости от основания отличается и круг лиц, которые впоследствии могут стать приемниками усопшего:
- если это завещание, преемниками станут те лица и в тех долях, которые оговорены этим завещанием;
- при наличии наследственного договора, наследственное имущество переходит к тем наследникам, которые отвечают требованиям ст. 1116 ГК, включены в этот договор и которые выполняют условия для наследования, предусмотренные этим договором;
- при отсутствии завещания или договора призываются наследники по закону. Они призываются по принципу очередности, основанному на степени родства с умершим. Первыми призываются дети, родители и супруги. При их отсутствии призываются братья и сестры, дедушки и бабушки и т.д. Преимущественным правом на включение в число очередников обладают нетрудоспособные иждивенцы погибшего независимо от степени их родства. В некоторых случаях они получают обязательную долю в наследстве, даже если они не включены в договор или завещание.
Срок оформления
Оформить все документы, согласно ст. 1154 ГК, необходимо в течение первых полугода после кончины наследодателя. Когда преемник не знал о кончине наследодателя либо на это согласны другие преемники, лицу, пропустившему срок оформления, такой срок может быть восстановлен.
Оформление в МФЦ: порядок действий
Оформление наследственной массы осуществляется на основании заявления преемника. Но согласно ст. 1153 ГК, подать такое заявление можно только нотариусу, действующему по месту смерти гражданина либо главе местной администрации, в случае отсутствия в населенном пункте нотариусов. Многофункциональные центры и их сотрудники не уполномочены вести наследственные дела и выдавать подтверждающие права преемников свидетельства.
Но услуги МФЦ все же могут потребоваться преемникам, если принятое ими наследственное имущество требует перерегистрации, например, если это недвижимость или транспортные средства. Порядок оформления с участием МФЦ будет включать следующие этапы:
- Сбор документов для правопреемства, подготовка заявления о принятии наследства.
- Обращение к нотариусу с заявлением и документами.
- Оплата госпошлины за выдачу свидетельства.
- Получение свидетельства по истечении полугода с момента кончины гражданина.
- Обращение в МФЦ со свидетельством и документами на перерегистрируемое имущество.
- Оплата госпошлины за госрегистрацию, передача пакета документов специалисту МФЦ, получение расписки о приеме и регистрации документов с указанием даты их приема.
- Ожидание принятия решения. Если перерегистрации требует объект недвижимости, срок рассмотрения заявки должен составлять не более 10 дней.
- Явка в указанный в уведомлении срок в МФЦ по месту подачи документов.
- Получение выписки из ЕГРН, если это недвижимость или свидетельства о регистрации, если это автомобиль.
С этого момента преемник становится полноправным владельцем унаследованной вещи, при условии, что она требует перерегистрации.
Обратите внимание!
Само по себе право собственности возникает у преемника в момент смерти наследодателя, независимо от срока перерегистрации.
Список документов
Обращаясь к нотариусу, заявителю в обязательном порядке необходимо представить:
- заявление о принятии наследства;
- свидетельство о смерти;
- завещание при наличии;
- свидетельство о рождении, о браке, иные документы, подтверждающие права преемника;
- документы на имущество, которое включается в наследственную массу;
- документы, удостоверяющие иные факты, например, совместное проживание с иждивенцем, нетрудоспособность супруга и т.д.
Изначально заявителю достаточно подать одно лишь заявление, на основании которого открывается наследственное дело. Все остальные документы могут быть представлены позже. При обращении в МФЦ для перерегистрации имущества заявителю потребуется:
- заявление установленной формы;
- наследственное свидетельство от нотариуса;
- документы на имущество, требующее перерегистрации;
- квитанция об оплате госпошлины.
Госпошлина за наследство 2019
За выдачу наследственного свидетельства нотариус взимает с преемников госпошлину в размере, оговоренном пп. 22 п. 1 ст. 333.24 Налогового кодекса. Ее размер зависит от родства с погибшим и составляет:
- 0,3% от оценочной стоимости принятых вещей, но не больше 100 тыс. руб. для родителей, детей, супругов, братьев и сестер;
- 0,6%, но не больше 1 млн руб. для других преемников.
Обратите внимание!
Для определения базы, от который будет рассчитываться указанный размер пошлины, проводится оценка наследственной массы. Обычно для этого привлекаются независимые эксперты-оценщики.
Отказ в оформлении наследства
Причиной для отказа в оформлении наследственной массы может послужить:
- пропуск сроков для подачи заявления нотариусу по неуважительным причинам и отсутствие согласия на включение в число наследников со стороны других преемников;
- отсутствие документов, подтверждающих права преемника либо факт кончины наследодателя;
- признание заявителя недостойным наследником;
- подача документов неуполномоченному нотариусу;
- наследственное дело уже открыто и ведется другим нотариусом;
- заявителем представлены поддельные документы и т.д.
Если такой отказ по мнению заявителя неправомерен, он может оспорить его в суде. Административного порядка обжалования такого решения не предусмотрено.