Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

В случае, когда гражданин долгое время не возвращает заем, кредитная организация может воспользоваться услугами коллекторского агентства. Деятельность последнего регламентируется Законом №230 "О коллекторах". То, куда жаловаться на коллекторов, зависит от того, какие права гражданин сотрудник нарушил. Выполняя взыскание долга, коллекторы могут преступить как гражданские, так и уголовные законодательные рамки. Куда жаловаться на коллекторов?

Куда обратиться с жалобой

При нарушении законодательства сотрудником коллекторской организации гражданин имеет право направить жалобу в ряд инстанций:

  • ФССП РФ - если неправомерные действия имеют административный характер;
  • НАПКА - любые незаконные действия, аналогичные предыдущему пункту;
  • Роспотребназор - когда нарушены права заемщика как потребителя;
  • полиция - когда коллекторы высказывают прямые угрозы;
  • Центробанк РФ - если есть нарушения в банковской сфере;
  • Роскомнадзор - при разглашении персональных данных заемщика;
  • финансовый омбудсмен - чтобы до суда решить спор между банковской организацией и должником;
  • прокуратура - когда все предыдущие жалобы в инстанции не принесли результата.

Законы, регламентирующие коллекторскую деятельность

Услуги коллектора предоставляют организации, чья деятельность направлена на то, чтобы должник выплатил просроченный банковский кредит. Сотрудничество с кредитными организациями может быть двух видов:

  • в рамках договора об оказании услуг. В этом случае владельцем долга остается банковское учреждение, а сотрудники агентства являются посредниками;
  • используя соглашение цессии. В таком случае у кредитной организации коллекторы выкупают долг.

Существует жесткие регламенты работы коллекторских агентств. Законность и справедливость обеспечивается следующими нормативными актами:

  • Закон №230-ФЗ "О коллекторах";
  • Гражданско-правовой кодекс РФ;
  • ст. 382 Гражданского кодекса РФ;
  • Закон №229 "Об исполнительном производстве".

Какие действия коллекторов считаются правомерными

Те, кто взыскивают долг, могут действовать следующими схемами:

  • личная беседа. Сотрудник коллекторской организации имеет право договариваться о встрече с должником, либо обговорить варианты возвращения займа по телефону.
  • используя электронные способы связи. Через электронную почту, СМС-сообщения, голосовые сообщения.
  • по почте. На адрес должника коллекторская организация может отправить почтовое уведомление.

Обратите внимание!

В ряде случаев общение заемщика и коллектора возможно только при наличии письменного согласия гражданина.

Телефонная связь регламентирована временными рамками. Не должно быть более одного звонка за сутки, обязательно в дневное время. Количество звонков должно быть не более двух раз в неделю, или же восьми - за месяц.

Когда можно подать жалобу

Жалоба нужна, если коллектор нарушает законодательство. Если присутствуют такие факторы:

  • телефонные звонки в ночное время;
  • унизительные для гражданина высказывания;
  • озвученные угрозы;
  • имуществу нанесен ущерб;
  • распространяются сведения, порочащие заемщика;
  • информация о долге донесена до третьих лиц.

В какие организации подать жалобу

Есть несколько инстанций, куда можно обратиться с жалобой на неправомерные действия коллекторов.

Жалоба в Федеральную службу судебных приставов

Руководствуясь Постановлением Правительства РФ №1402, в службе судебных приставов существует список организаций, которые работают в сфере изыскания банковских задолженностей. Судебные приставывправе осуществлять контроль над работой коллекторских бюро.

Приставы, согласно Статье 18 Закона №230-ФЗ, могут направиться с проверкой в компанию, на которую поступила жалоба.Если нарушения подтвердились, составляется протокол об административном правонарушении и организация обязана выплатить штраф.

Образец жалобы в ФССП

Структура заявления:

  • В «шапке» указаны личные данные и сведения о подразделении ФССП РФ, в которое направлено обращение.
  • Далее следует наименование документа - «Жалоба».
  • Излагается суть жалобы. Все случаи, в которых сотрудники коллекторской организации преступили закон. К фактам прилагаются ссылки на соответствующие нормативные акты. Приставам озвучивается просьба о проверке организации.
  • Заканчивается обращение датой и подписью автора с ее расшифровкой.

Обратите внимание!

Жалобу можно принести в ФССП самостоятельно или отправить заказным письмом. А еще есть вариант направления жалобы в электронном виде с помощью официального сайта службы судебных приставов.

Жалоба в НАПКА

НАПКА – это некоммерческая саморегулируемая организация коллекторов. Основным направлением их деятельности остается обустройство системы погашения просроченных долгов, основанной на цивилизованных методах.

Образец жалобы в НАПКА

Обращение направляется с помощью официального сайта. Гражданин должен заполнить поля формы на странице обращений и приложить электронные копии документов, которые подтверждают правомерность его претензий.

Время получения ответа - от пяти до семи дней. Письмо от НАПКА приходит на электронную почту и содержит результаты проверки. Когда пункты жалоб нашли свое подтверждение, последнее попадет под законные санкции. Они могут быть разными - либо требование устранения нарушения, либо исключение фирмы из рядов НАПКА.

Подача жалобы в Роспотребнадзор

Роспотребнадзор охраняет права потребителя. Это государственная организация, которая работает в полном соответствии с законодательством РФ. Чтобы пресечь незаконные действия коллекторского агентства, Роспотребнадзор имеет право на официальные меры:

  • привлечь кредитодателя к ответственности по административному кодексу, когда нарушены пункты кредитного соглашения и в договоре отсутствовала информация о передаче долга коллекторским агентствам;
  • помочь в правовой сфере, когда потребуется составить исковое заявление в судебные инстанции на коллекторскую фирму или банковскую организацию.

Образец жалобы в Роспортебнадзор

Заявление гражданин может лично подать в учреждение, послать его по почте или оставить жалобу на официальном сайте организации.

Когда заявление оформляется в бумажном виде, оно должно содержать следующие пункты:

  • полная форма наименования отделения Роспотребнадзора;
  • личные данные заявителя;
  • суть претензий к коллекторам;
  • требования;
  • данные коллекторского агентства и имена сотрудников, которые позволили себе незаконные действия;
  • ссылки на законы, под которые попадают действия нарушителей;
  • текущая дата и подпись.

Ответное письмо может прийти в течение месяца со дня заявления.

Чем поможет полиция

Если коллекторы доводят дело до угроз, выпадов с сторону других членов семьи, порчи имущества - время обращаться в правоохранительные органы. Перед тем, как явиться в отделение полиции, надо собрать доказательства:

  • распечатанные СМС-сообщения с угрозами;
  • скрины писем, посланных по электронной почте;
  • видеозаписи;
  • угрозы по телефону, зафиксированные с помощью диктофона.

Жалобу в правоохранительные органы гражданин может подать в устной или письменной форме. В случае первого варианта сотрудник полиции напишет протокол, под которым надо, ознакомившись с ним, поставить подпись. Но лучшим вариантом станет заранее написанная жалоба, которую необходимо отдать полицейским. Взамен гражданин получает талон-уведомление, его необходимо сохранить.

Если сотрудники полиции после проверки обнаружат правомерность жалобы должника, нарушивших закон коллекторов и иных лиц привлекут к ответственности.

Когда можно жаловаться в Центральный Банк

Одним из самых надёжных методов оградить себя от незаконных действий коллекторов может стать жалоба, направленная в Центробанк Российской Федерации. Однако стоит помнить, что он ответственен только за банковскую сферу. Так что обращаются с заявлением в эту организацию только если коллекторы или кредитная организация позволили себе нарушения в этой сфере.

Жалоба в Роскомнадзор

Роскомнадзор – это госорганизация, наблюдающая за соблюдением закона в области охраны личных сведений гражданина. В Роскомнадзор направляются жалоба если сотрудники коллекторской организации сообщают третьим лицам телефон должника, мешают жизни родственников, сообщают сведения о долге по рабочему месту гражданина.

Роскомнадзор может привлечь коллекторов к ответственности по следующим статьям:

  • ст. 13.11 КоАП РФ "Нарушение законодательства о персональных данных";
  • ст. 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни".

Для того, чтобы направить заявление, необходимо на официальном сайте Роскомнадзора найти форму для обращений. Там нужно заполнить поля и приложить отсканированные документы, которые доказывают правоту заявителя. Ответ должен прийти в течение 30 дней.

Помощь Финансового омбудсмена

Финансовый омбудсмен выступает посредником между банком и клиентом. Его цель - не довести разногласия до зала суда и примирить стороны.

Обратите внимание!

Обращение к услугам финансового омбудсмена бесплатное, но оно возможно только если банк имеет с коллекторами агентский договор.

Направить омбудсмену жалобу можно с помощью почты или официального их сайта. А если должник обитает в Москве, у него есть возможность явиться в офис омбудсмена. Заявление рассматривается от одного до трёх месяцев.

Жалоба в прокуратуру

Прокуратура является конечной инстанцией, когда все другие способы результата не принесли. Прокуратура обладает большими полномочиями по сравнению с иными органами.

Жалоба на коллекторов: образец

Обращение в прокуратуру о претензиях к сотрудникам коллекторского агентства содержит следующие пункты:

  • личные данные обратившегося;
  • описание моментов, когда были нарушены права;
  • указание соответствующих нормативно-правовых актов;
  • просьбу обратить внимание на ситуацию, провести соответствующую проверку, оповестить о ее итоге;
  • указание документов, которые подвергают претензии заявителя;
  • дату и подпись.
Юридическая помощь при кредитной задолженности
Устали от долгов? Больше не можете платить кредит? Вам угрожают коллекторы? Расскажите о своей ситуации, и мы обязательно поможем!