В случае, когда гражданин долгое время не возвращает заем, кредитная организация может воспользоваться услугами коллекторского агентства. Деятельность последнего регламентируется Законом №230 "О коллекторах". То, куда жаловаться на коллекторов, зависит от того, какие права гражданин сотрудник нарушил. Выполняя взыскание долга, коллекторы могут преступить как гражданские, так и уголовные законодательные рамки. Куда жаловаться на коллекторов?
Куда обратиться с жалобой
При нарушении законодательства сотрудником коллекторской организации гражданин имеет право направить жалобу в ряд инстанций:
- ФССП РФ - если неправомерные действия имеют административный характер;
- НАПКА - любые незаконные действия, аналогичные предыдущему пункту;
- Роспотребназор - когда нарушены права заемщика как потребителя;
- полиция - когда коллекторы высказывают прямые угрозы;
- Центробанк РФ - если есть нарушения в банковской сфере;
- Роскомнадзор - при разглашении персональных данных заемщика;
- финансовый омбудсмен - чтобы до суда решить спор между банковской организацией и должником;
- прокуратура - когда все предыдущие жалобы в инстанции не принесли результата.
Законы, регламентирующие коллекторскую деятельность
Услуги коллектора предоставляют организации, чья деятельность направлена на то, чтобы должник выплатил просроченный банковский кредит. Сотрудничество с кредитными организациями может быть двух видов:
- в рамках договора об оказании услуг. В этом случае владельцем долга остается банковское учреждение, а сотрудники агентства являются посредниками;
- используя соглашение цессии. В таком случае у кредитной организации коллекторы выкупают долг.
Существует жесткие регламенты работы коллекторских агентств. Законность и справедливость обеспечивается следующими нормативными актами:
- Закон №230-ФЗ "О коллекторах";
- Гражданско-правовой кодекс РФ;
- ст. 382 Гражданского кодекса РФ;
- Закон №229 "Об исполнительном производстве".
Какие действия коллекторов считаются правомерными
Те, кто взыскивают долг, могут действовать следующими схемами:
- личная беседа. Сотрудник коллекторской организации имеет право договариваться о встрече с должником, либо обговорить варианты возвращения займа по телефону.
- используя электронные способы связи. Через электронную почту, СМС-сообщения, голосовые сообщения.
- по почте. На адрес должника коллекторская организация может отправить почтовое уведомление.
Обратите внимание!
В ряде случаев общение заемщика и коллектора возможно только при наличии письменного согласия гражданина.
Телефонная связь регламентирована временными рамками. Не должно быть более одного звонка за сутки, обязательно в дневное время. Количество звонков должно быть не более двух раз в неделю, или же восьми - за месяц.
Когда можно подать жалобу
Жалоба нужна, если коллектор нарушает законодательство. Если присутствуют такие факторы:
- телефонные звонки в ночное время;
- унизительные для гражданина высказывания;
- озвученные угрозы;
- имуществу нанесен ущерб;
- распространяются сведения, порочащие заемщика;
- информация о долге донесена до третьих лиц.
В какие организации подать жалобу
Есть несколько инстанций, куда можно обратиться с жалобой на неправомерные действия коллекторов.
Жалоба в Федеральную службу судебных приставов
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ №1402, в службе судебных приставов существует список организаций, которые работают в сфере изыскания банковских задолженностей. Судебные приставывправе осуществлять контроль над работой коллекторских бюро.
Приставы, согласно Статье 18 Закона №230-ФЗ, могут направиться с проверкой в компанию, на которую поступила жалоба.Если нарушения подтвердились, составляется протокол об административном правонарушении и организация обязана выплатить штраф.
Образец жалобы в ФССП
Структура заявления:
- В «шапке» указаны личные данные и сведения о подразделении ФССП РФ, в которое направлено обращение.
- Далее следует наименование документа - «Жалоба».
- Излагается суть жалобы. Все случаи, в которых сотрудники коллекторской организации преступили закон. К фактам прилагаются ссылки на соответствующие нормативные акты. Приставам озвучивается просьба о проверке организации.
- Заканчивается обращение датой и подписью автора с ее расшифровкой.
Обратите внимание!
Жалобу можно принести в ФССП самостоятельно или отправить заказным письмом. А еще есть вариант направления жалобы в электронном виде с помощью официального сайта службы судебных приставов.
Жалоба в НАПКА
НАПКА – это некоммерческая саморегулируемая организация коллекторов. Основным направлением их деятельности остается обустройство системы погашения просроченных долгов, основанной на цивилизованных методах.
Образец жалобы в НАПКА
Обращение направляется с помощью официального сайта. Гражданин должен заполнить поля формы на странице обращений и приложить электронные копии документов, которые подтверждают правомерность его претензий.
Время получения ответа - от пяти до семи дней. Письмо от НАПКА приходит на электронную почту и содержит результаты проверки. Когда пункты жалоб нашли свое подтверждение, последнее попадет под законные санкции. Они могут быть разными - либо требование устранения нарушения, либо исключение фирмы из рядов НАПКА.
Подача жалобы в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор охраняет права потребителя. Это государственная организация, которая работает в полном соответствии с законодательством РФ. Чтобы пресечь незаконные действия коллекторского агентства, Роспотребнадзор имеет право на официальные меры:
- привлечь кредитодателя к ответственности по административному кодексу, когда нарушены пункты кредитного соглашения и в договоре отсутствовала информация о передаче долга коллекторским агентствам;
- помочь в правовой сфере, когда потребуется составить исковое заявление в судебные инстанции на коллекторскую фирму или банковскую организацию.
Образец жалобы в Роспортебнадзор
Заявление гражданин может лично подать в учреждение, послать его по почте или оставить жалобу на официальном сайте организации.
Когда заявление оформляется в бумажном виде, оно должно содержать следующие пункты:
- полная форма наименования отделения Роспотребнадзора;
- личные данные заявителя;
- суть претензий к коллекторам;
- требования;
- данные коллекторского агентства и имена сотрудников, которые позволили себе незаконные действия;
- ссылки на законы, под которые попадают действия нарушителей;
- текущая дата и подпись.
Ответное письмо может прийти в течение месяца со дня заявления.
Чем поможет полиция
Если коллекторы доводят дело до угроз, выпадов с сторону других членов семьи, порчи имущества - время обращаться в правоохранительные органы. Перед тем, как явиться в отделение полиции, надо собрать доказательства:
- распечатанные СМС-сообщения с угрозами;
- скрины писем, посланных по электронной почте;
- видеозаписи;
- угрозы по телефону, зафиксированные с помощью диктофона.
Жалобу в правоохранительные органы гражданин может подать в устной или письменной форме. В случае первого варианта сотрудник полиции напишет протокол, под которым надо, ознакомившись с ним, поставить подпись. Но лучшим вариантом станет заранее написанная жалоба, которую необходимо отдать полицейским. Взамен гражданин получает талон-уведомление, его необходимо сохранить.
Если сотрудники полиции после проверки обнаружат правомерность жалобы должника, нарушивших закон коллекторов и иных лиц привлекут к ответственности.
Когда можно жаловаться в Центральный Банк
Одним из самых надёжных методов оградить себя от незаконных действий коллекторов может стать жалоба, направленная в Центробанк Российской Федерации. Однако стоит помнить, что он ответственен только за банковскую сферу. Так что обращаются с заявлением в эту организацию только если коллекторы или кредитная организация позволили себе нарушения в этой сфере.
Жалоба в Роскомнадзор
Роскомнадзор – это госорганизация, наблюдающая за соблюдением закона в области охраны личных сведений гражданина. В Роскомнадзор направляются жалоба если сотрудники коллекторской организации сообщают третьим лицам телефон должника, мешают жизни родственников, сообщают сведения о долге по рабочему месту гражданина.
Роскомнадзор может привлечь коллекторов к ответственности по следующим статьям:
- ст. 13.11 КоАП РФ "Нарушение законодательства о персональных данных";
- ст. 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни".
Для того, чтобы направить заявление, необходимо на официальном сайте Роскомнадзора найти форму для обращений. Там нужно заполнить поля и приложить отсканированные документы, которые доказывают правоту заявителя. Ответ должен прийти в течение 30 дней.
Помощь Финансового омбудсмена
Финансовый омбудсмен выступает посредником между банком и клиентом. Его цель - не довести разногласия до зала суда и примирить стороны.
Обратите внимание!
Обращение к услугам финансового омбудсмена бесплатное, но оно возможно только если банк имеет с коллекторами агентский договор.
Направить омбудсмену жалобу можно с помощью почты или официального их сайта. А если должник обитает в Москве, у него есть возможность явиться в офис омбудсмена. Заявление рассматривается от одного до трёх месяцев.
Жалоба в прокуратуру
Прокуратура является конечной инстанцией, когда все другие способы результата не принесли. Прокуратура обладает большими полномочиями по сравнению с иными органами.
Жалоба на коллекторов: образец
Обращение в прокуратуру о претензиях к сотрудникам коллекторского агентства содержит следующие пункты:
- личные данные обратившегося;
- описание моментов, когда были нарушены права;
- указание соответствующих нормативно-правовых актов;
- просьбу обратить внимание на ситуацию, провести соответствующую проверку, оповестить о ее итоге;
- указание документов, которые подвергают претензии заявителя;
- дату и подпись.