В современной России появилась одна из неизвестных ранее у нас профессий, одно название которой «коллекторы» вызывает бурю негативных эмоций у подавляющего большинства граждан. Хотя ничего угрожающего в этой профессии нет, эти люди всего-навсего занимаются взысканием долгов, то есть фактически являются посредниками между кредиторами, от имени и в интересах которых действуют, и должниками.
Вообще появление такой профессии вызвана объективной необходимостью, потому что проблема взыскания долгов стала чрезвычайно актуальной в связи с повсеместным распространением банковского кредитования и появлением целой армии так называемых «проблемных должников». Не желающие или не умеющие жить по средствам люди охотно приобретают дорогостоящие товары в кредит. В кредит покупаются автомобили и квартиры, а также многие другие предметы (иногда далеко не первой необходимости). Не имея средств (а иногда и желания) кредиты возвращать, такие граждане и составляют многочисленную категорию «проблемных должников».
Чем же так печально прославились коллекторы? Своими методами работы, которые иногда цивилизованными назвать затруднительно. Их основная задача – всеми правдами и неправдами вынудить должника-заемщика вернуть деньги кредитору. На рынке услуг по взысканию долгов есть много агентств, работающих в полном соответствии с законом. Речь в нашей статье пойдёт не о них, а о тех, кто в своём профессиональном рвении балансирует на грани закона, а зачастую и переступает её.
Наиболее «безобидный» и один из самых излюбленных методов работы вышеуказанных «взыскателей» — донимать должника телефонными звонками. Звонят ему, звонят его родственникам, знакомым, знакомым родственников и родственникам знакомых. Звонят на работу, звонят домой, с раннего утра до поздней ночи. Интервалы между звонками могут быть различными: от звонка до звонка может пройти всего нескольких минут, «добрые» коллекторы звонят реже.
Как прекратить эти звонки, если ли способ от них избавиться?
Обычно телефонный номер должника внесен в базу данных, к которой с помощью специальной программы «прикреплен» автоответчик, и звонки происходят в автоматическом режиме. С автоответчиком не договоришься. Впрочем, с живыми людьми, требующими оплаты долга, договориться тоже нереально. Пока долг не уплачен – звонки не прекратятся. Заменить номер телефона – самый простой на вид выход из ситуации. Но только для самого должника, и только на время, необходимое для того, пока коллекторы не узнают его новый номер, это для них не проблема. Жаловаться на назойливые звонки в полицию или прокуратуру – бесполезно, они не будут этим заниматься. Оптимальный выход из положения – договариваться с кредитором о возможных путях решения проблемы возврата долга. И начать всё-таки долги выплачивать.
В настоящее время наши законодательные органы в ускоренном темпе готовят к принятию законопроект, регулирующий деятельность коллекторов и коллекторских агентств.
Важно! Предполагается законодательно ограничить частоту контактов коллекторов и должников – планируется, что они будут иметь право звонить не чаще чем три раза в неделю, или десять раз в месяц, в строго ограниченное время.
Нашим измученным телефонными звонками должникам остается только дождаться принятия этого закона. Тогда они будут защищены от «нецивилизованных» посредников, которые по своим методам работы напоминают вышибал, «братков» и рэкетиров, которые также снискали печальную славу в приснопамятные «лихие девяностые».