Сегодня все большее количество банков передает невыплаченные и просроченные кредиты коллекторским службам. Эти компании и частные фирмы являются профессиональными сборщиков долгов.
Если обратиться к статистике, то сейчас наблюдается наибольшее количество просроченных платежей по кредитам. Это прямые последствия относительно недавнего пика популярности кредитных программ, когда люди оформляли займы для покупки практически всего что угодно. Последующая тяжелая экономическая ситуация, обесценивание валюты и падение номинальной заработной платы привели к невозможности выплачивать кредиты. Из-за этого людям приходится общаться с коллекторскими службами. Имеют ли право коллекторы звонить по долгу сотрудника на работу и могут ли они звонить на рабочий телефон?
Кто же такие коллекторы?
Коллектор – это юридическое лицо, которое имеет право покупать денежные требования с истекшим сроком исполнения. Если говорить простыми словами, то коллектор покупает просроченные кредиты у банка и потом предъявляет должникам договора, заставляя последних возвращать денежные средства. Главная причина, по которой банки сотрудничают с коллекторами – это желание минимизировать расходы на возвращение долгов. Когда у банка заканчиваются ресурсы на работу с проблемными кредитами – они передают долговые портфели коллекторским фирмам.
Нередко коллекторы перегибают палку, потому что официальных рычагов давления у них не так и много, если сравнивать их с теми же судебными приставами. Коллекторы не имеют права забирать у должника недвижимость или другое имущество.
Еще одна проблема рынка коллекторских услуг – это отсутствие четкой законодательной базы, которая будет регулировать отношения между коллекторами и должниками. Они могут звонить не только должнику, а и его родственникам, друзьям, соседям и работодателям. Все это создает огромную психологическую нагрузку на человека и сильно портит его жизнь. Поэтому нужно знать о своих правах и уметь их отстаивать.
Защита законодательной базы
Если обратиться к Конституции, то каждый человек имеет право на личную жизнь, а также на защиту собственного имени. Но полагаться на эту норму нельзя, потому что при открытии кредита вы подписали один пункт, который дает право банку пользоваться всей вашей личной информацией. Поэтому они беспрепятственно могут узнавать номера вашего начальства и звонить прямо на рабочее место.
Стоит упомянуть и о коллекторах-мошенниках, которые незаконным образом заполучали данные о кредитах и угрозами требуют погасить хотя бы часть долга. Обычно они действуют без документов или с поддельными бумагами. Добросовестные работники коллекторских служб никогда не будут прибегать к открытым угрозам по отношению к должнику и его близким. Также они не будут требовать возврат денег в наличной форме. Добросовестные коллекторы сначала приглашают на переговоры, которые могут проходить как в офисе, так и на нейтральной территории.
Важно! Когда вам звонит коллектор, то в первую очередь вы должны искать компромиссное решение сложившейся финансовой проблемы. Не нужно игнорировать звонки или хамить, потому что деньги все равно придется возвращать, а вот кому и каким образом – это уже ваш выбор. Коллекторы также имеют право передать ваше дело в суд.
Что нужно сделать для защиты от коллекторов, которые переходят все рамки?
- При любых контактах с коллектором требуйте предоставить документы, которые подтверждают право последнего взыскать задолженность. Если вы общаетесь в телефонном режиме – попросите скинуть документацию на почту. В бумагах должна быть указана точная сумма кредита, проценты, штрафные санкции и другая финансовая информация. Если этого нет – сразу же пишите жалобу в прокуратуру.
- Убедитесь в том, что вы обязаны вести переговоры именно с коллектором. Если банк заключил агентский договор с посредниками, то он все равно остается основным кредитором. В таком случае вы можете требовать переговоров только с банком. Если договор предполагает уступки права требования – долг полностью перешел коллекторам.
- Сохраняйте спокойствие и уверенность на протяжении всей беседы. Практически все сотрудники коллекторских служб – это профессионалы своего дела, которые легко распознают неуверенность и страх, используя их в своих интересах.
- Если коллектор систематически и грубо нарушает установленные рамки – записывайте телефонный разговор.
Если вы не имеете возможности полностью погасить весь кредит – начинайте обсуждать с коллектором возможность реструктуризации и списания штрафных санкций. Коллекторская компания четко должна понять, что дальнейшие переговоры бессмысленны и сейчас вы не имеете возможности выплатить долг.
Законодательная база
- Коллекторы не имеют права действовать анонимно.
- По инициативе коллекторы запрещены личные встречи. Только вы сами имеет право назначать встречу, а не наоборот.
- Телефонные звонки в рабочие дни с 22 до 8 часов запрещены. В праздничное время ограничение действует с 20 до 9 часов.
- Взыскатель не имеет права рассказывать иным лицам любую личную информацию о должнике, включая сумму его долга, размер штрафных санкций и иные подробности о кредите.
Важно!Знание собственных гражданских прав и законов в области финансовых взысканий даст вам возможность защититься от неправомерных действий коллекторов.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.