Претензия в банк по кредиту: как составить, куда подать
Отношения с финансовыми учреждениями могут проходить не так как прописано в заключенном договоре. Нарушения допускают не только частные лица, но и крупные банковские учреждения. Если банк нарушил договоренность, клиент вправе выразить недовольство. Исходя из того, приобритение какого продукта описано в договоре, пишется претензия банку по кредиту или претензия к банку о возврате страховки. Где взять образец претензии в банк, и каким нормам должно отвечать содержание документа?
Как правильно составить претензию в банк
В деловом документообороте претензия – не только выражение недовольства одной из сторон договорных отношений. В отличие от заявления, в котором клиент предлагает банку совершить то или иное действие, или жалобы, претензия – прямое предупреждение о готовности перевести спор в судебную плоскость.
Обратите внимание!
Согласно Арбитражному кодексу РФ, суд не примет к рассмотрению иск по имущественному спору, если истец не предпримет мер для урегулирования конфликта в претензионном порядке. Оформленная согласно законодательству претензия с отметкой банка о получении – неотъемлемое приложение к исковому заявлению на возврат средств, переплаченных по кредиту или страховке.
Основания для написания претензий в банк
Помимо недовольства клиента, претензия должна опираться на законодательство и нормативные документы, которые, по мнению гражданина, были нарушены банком:
- Гражданский кодекс РФ;
- закон «О защите прав потребителей»;
- закон «О потребительском займе»;
- нормативные акты центрального регулятора – Банка России;
- профильные законы об отдельных видах кредитования и страхования.
Также основанием для официальной претензии может стать отклонение банком от норм, зафиксированных в договоре. Пропустить этап претензий и сразу обратиться в суд можно, если иск будет защищать права и интересы группы лиц.
Направлять претензию кредитору приходится из-за:
- ошибочного начисления штрафных санкций;
- применения завышенной процентной ставки, отличной от указанной в договоре;
- навязывания страховки и других необязательных опций;
- неправомерного списания средств с «кредитки».
Если клиент сам допустил нарушения условий договора и для нормализации финансового положения нуждается в уступках со стороны банка: кредитных каникулах, реструктуризации - искать компромисс следует в рамках двусторонних отношений. Банк не обязан входить в положение клиента и суд не заставит его это сделать.
Претензия в банк по страховке
Необходимость выдвигать претензию к банку, выступившему в роли страхователя, у клиентов появляется при:
- досрочном погашении долга – закон прямо не обязывает страховщиков возвращать средства, когда страховка была привязана к кредиту и заемщик рассчитался досрочно;
- отказе банка-страхователя в выплате компенсации – законодательство предусматривает не так много чрезвычайных происшествий, в которых страховщики имеют право отказать в компенсации, но компании не редко пытаются избежать выплаты под бюрократическими предлогами;
- некорректном, по мнению страхователя, начислению выплаты – даже Центробанк, как регулятор страхового рынка, не уполномочен проверять правильность произведенных страховщиком расчетов. По закону, в случае разногласий в оценках ущерба и компенсации, страховщик обязан выплатить сумму, которая не оспаривается, а окончательно определяет справедливость или несправедливость начисления суд.
Куда подавать претензию в банк
Претензия должна быть подана в отделение банка лично, в распечатанном или рукописном виде. Документ пишется в двух экземплярах для того, чтобы принявший его сотрудник проставил на копии клиента номер регистрации входящей корреспонденции, дату получения и подпись. Эта виза подтвердит факт получения и зафиксирует начало отсчета срока, отведенного учреждению на ответ.
Если нетвозможности посетить офис лично, можно направить претензию по почте, письмом с уведомлением о вручении и описью содержимого. Почтовые документы подтвердят, что ответчик по иску был предупрежден о намерениях истца, но не пожелал урегулировать спор в двустороннем порядке.
Срок рассмотрения претензии
Правила составления досудебной претензии требуют от автора указать срок, который он отводит ответчику на выполнение требований. В отношениях с банками ориентироваться нужно на договор. Соглашения с финансовыми учреждениями содержат отдельный пункт об урегулировании разногласий между сторонами, в котором также указан срок рассмотрения претензий. Банковские учреждения отводят до 30 дней, по аналогии с установленным письмом Центробанка N 154-Т периодом, на рассмотрение заявлений клиентов по операциям с картами.
Обратите внимание!
Если банк не указал в договоре за какое время готов рассмотреть претензию, устанавливается разумный срок - от 10 дней, указанных в законе «О правах потребителей» до 30 дней по письму ЦБР.
Образец написания претензии в банк
Ни Арбитражный, ни Гражданский процессуальный кодексы России не содержат установленных форм документации по досудебному урегулированию. Претензия банку по кредиту может иметь образец, установленный конкретным финчреждением, но зачастую излагается в произвольной форме. Главное, чтобы документ:
- был написан в официально-деловом стиле;
- содержал данные сторон и реквизиты всех значимых для рассмотрения ситуации документов;
- предупреждал получателя о сроках, отведенных на урегулирование вопроса и последующем обращении в суд.
Образец претензии по кредиту
Претензия начинается с «шапки» - углового блока с данными получателя и адресанта. Ниже по центру следует указать название документа. Далее заявитель должен описать:
- данные о договоре с банком, дате заключения, реквизитах и пунктах документа, относящихся к сути претензии;
- события и обстоятельства, при которых произошло нарушение его законных интересов;
- требования и срок их исполнения – что именно должен сделать банк;
- правовое обоснование позиции заявителя – помимо норм договора, в зависимости от конкретных обстоятельств, следует сослаться на Гражданский кодекс, законы о потребительском или другом кредитовании, о защите прав потребителя или документы Центробанка;
- что документ носит характер досудебного урегулирования;
- дату составления.
Образец претензии по страховке
Претензия к банку о возврате страховки пишется по аналогичному образцу. Основные отличия относятся к блоку правовых обоснований требований. В нем следует опираться на законодательные акты, регулирующие сферу страхования в целом или по отдельным видам страховок. А также к описательной части. В ней, в зависимости от ситуации, может потребоваться указать:
- Факты, подтверждающие, что страховка была навязана сотрудником банка, и ее покупка вредит интересам клиента.
- Обстоятельства наступления страхового случая, со ссылками на документы соответствующих государственных служб, данные независимой экспертизы и другие официальные подтверждения правоты клиента.
- Необходимость расторжения договора с возвратом остатка страховой премии, так как сложившиеся условия подпадают под нормы пункта 1 статьи 958 ГК РФ, то есть страховой договор утратил актуальность: риски и случаи, предусмотренные им, невозможны.
При подаче претензий также потребуются:
- паспорт;
- кредитный или страховой договор, или оба документа, если страховка связана с займом;
- квитанции обо всех совершенных платежах;
- дополнительные документы, подтверждающие правомочность требований.